«СОХРАНИМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ»

«СОХРАНИМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ»

 

         Особо охраняемые природные территории являются одним из главных инструментов устойчивого управления природопользованием и сохранения биологического разнообразия.

         Ставропольский край обладает одной из самых развитых и репрезентативных систем особо охраняемых природных территорий с высоким видовым и экосистемным многообразием. Заповедная сеть региона охватывает различные природно-климатические зоны и ландшафты и представлена 108 особо охраняемыми природными территориями, общая площадь которых составляет 107,1 тысячи гектаров.

         Особенности уникального географического расположения Ставропольского края способствуют благополучному обитанию на его территории многочисленной дикой фауны, в составе которой насчитывается 443 вида животных, включая 179 видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Ставропольского края.

         Особо охраняемые природные территории Ставрополья обладают высоким природоохранным, научным и просветительским потенциалом, являясь уникальной и неотъемлемой частью природного наследия всей страны.

         Одной из важных государственных задач, которую решает современная система образования, является профессиональное самоопределение молодежи школьного возраста. Успешность выпускника школы, вступающего во взрослую жизнь, во многом определяется осознанным выбором будущей профессии. Помочь школьнику найти свое место в жизни призвана ранняя профессиональная ориентация.

         Существует необходимость в создании условий для профессиональной ориентации учащихся с учетом социально-экономических реальностей жизни, которые дают им возможность попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности. Это позволит каждому из них избежать ошибки в выборе профессии, определить направление дальнейшего образования в соответствии со своими интересами и быть успешным в жизни.

         Большое внимание все мировое сообщество уделяет проблеме рационального использования природных ресурсов. Наболевшей проблемой нашего времени является потребительское отношение к природе. Потому актуальным и логически верным решением является воспитание экологически грамотного поколения, которое сможет рационально распоряжаться лесными богатствами вне зависимости от того, станет ли в последующем выпускник школы экологом, биологом, лесником или лесопользователем.

         Эффективной формой интеграции внеурочной деятельности и дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи в условиях современного образования являются школьные лесничества. Их деятельность направлена на формирование у детей экологической культуры и ключевых компетенций, обеспечивающих их социализацию, личностное развитие, профессиональное самоопределение.

         Движение школьных лесничеств не новое явление для нашей страны, в СССР оно было достаточно развито. Его создание было блестящей идей, демонстрирующей системное мышление ее авторов, которые понимали важность планомерной и непрерывной подготовки кадров для отрасли.

         Развитие школьных лесничеств – это прежде всего возможность с ранних лет заинтересовать неравнодушных к лесу ребят и затем профессионально ориентировать их и обучить лесным специальностям. Это позволит решить вопрос, связанный с дефицитом кадров для лесного комплекса.

Функционирование школьных лесничеств решает целый комплекс задач:

  • воспитание чувства любви к лесу родного края, ответственности за его сохранение; ценностных ориентаций экологического характера, воли и настойчивости в достижении целей; стремления участвовать в практических делах по охране, защите и воспроизводству лесов «своей малой родины»; личных качеств ребёнка (гуманизма, коллективизма, трудолюбия);
  • развитие осознанного отношения к действиям по сохранению окружающей природной среды, по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов; способности к эстетическому восприятию природной среды, к целевому, причинному и вероятностному анализу лесоводственных ситуаций и уверенности в возможности их решения; потребности в саморазвитии и самообразовании;
  • освоение знаний о видовом разнообразии, единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, о лесе как сложной системе; практических умений по выполнению элементарных лесохозяйственных работ;
  • формирование потребности познания и исследования популяций лесных растений, животных, грибов и их взаимоотношений между собой и с окружающей средой, влияния человеческой деятельности на лесные биогеоценозы.

         Цель школьного лесничества — воспитание у школьников бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных природных функций леса.

         Главным направлением в работе школьных лесничеств является общественно полезный производительный труд. С каждым годом школьники вносят все больший вклад в развитие лесного хозяйства нашей страны, что имеет большое социально-экономическое значение. Юные лесоводы сажают лес, закладывают питомники, ухаживают за ними, собирают семена древесных и кустарниковых пород, лекарственное сырье, грибы и ягоды, выкапывают и сажают саженцы и сеянцы деревьев и кустарников, берут под охрану и расселяют муравейники, изготавливают искусственные гнездовья и кормушки. Кроме этого, учащиеся создают в школе дендрарии, сады-парки, представляющие собой коллекции редких древесных и кустарниковых пород, цветов.

         В работе лесничеств большое значение имеет материально-техническое обеспечение.

         В этом году Акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» закупает оборудование для школьных лесничеств и проводится первая нашем регионе межрегиональная конференция.

         Научно-практическая конференция станет первой и единственной на сегодняшний день площадкой в СКФО межрегионального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, устойчивого развития особо охраняемых природных территорий, сохранения биологического разнообразия, поддержки российской науки.

         Компания придает большое значение эколого-просветительской работе с учащимся школ. И Ставрополье не стало исключением.

         Компания организует тематические открытые уроки для учеников начальных и средних классов, а также для выпускников школ. Такие уроки дают много новой информации и не оставляют ребят равнодушными к природе своего родного края.

         В рамках экологического просвещения проводятся детские творческие конкурсы.

         Компания проводит тематические открытые уроки и приглашает детей принять участие в конкурсах:        

  • в конкурсе детских рисунков «Лес будущего глазами детей».
  • в конкурс фотографии «В гостях у жителей лесного царства».
  • в видео конкурсе «Как я берегу природу».
  • в литературном конкурсе «Заповедными тропами Ставрополья».

          По завершению проекта в Ставрополе состоится торжественное мероприятие, в рамках которого пройдет награждение победителей с вручением подарков и памятных дипломов.

 

Администратор проекта: Региональное отделение Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» в Ставропольском крае